ПРОЕКТ «СЕМЬ ЧЕТВЕРГОВ»
(развитие читательской грамотности, литературного творчества
и профориентация учащихся в предметной области филология)
г.Сургут, 2022
Профориентационная работа в школе основывается на спорных приоритетах. Прямо или косвенно она ориентирует школьников на приоритетность их интересов. В то время, как выбор профессии по интересам - это идеальная ситуация. Однако, интересы подростков зачастую имеют неустойчивый характер, они могут меняться. Слабое звено современного устройства школьной профориентации в том, что школа не выявляет всех возможных способностей подростка (как потенциального работника) к разным видам занятости. Зачастую профориентационная работа не подкреплена практической частью, не дает школьнику опыта использования своего трудового потенциала как способности к процессу труда как таковому. Неустойчивость интересов ведет к случайному (необоснованному) выбору профессии, а случайно выбранной профессией не так дорожишь.
Для того, чтобы качественно организовать профориентационную работу в гимназии, а также с целью развития читательской грамотности, был разработан инновационный проект, направленный на создание условий, способствующих профориентации обучающихся в предметной области “Филология”, духовному развитию обучающихся, расширению их социального опыта, развитию у учащихся функциональной грамотности.
Актуальность проекта
Говоря об актуальности проекта, приведу цитату Президента России В.В. Путина из его выступления на пленарном заседании съезда Общества русской словесности: «Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире». Таким образом, развитие русского языка и литературы является одним из приоритетов государственной политики РФ.
Актуальность проекта также обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, среди которых: формирование готовности к осознанному выбору профессии с учётом устойчивых познавательных интересов. Также, формирование функциональной грамотности учащихся.
Практикоориентированность данного проекта позволит учащимся применить свои умения в области их интересов и решить реальные практические задачи. Подобное погружение в профессиональную практику, общение с профессионалами, возможность учится у них обеспечат учащемуся наиболее полное представление о желаемой профессии и осознание остается ли выбранное поле деятельности в сфере приоритетных интересов или же не подходит для дальнейшего углубления и стоит выбрать другой вид занятости.
Основная идея проекта: Проект реализуется по трем профессиональным направлениям: «Поэзия», «Проза», «Журналистика». На каждое направление набираются группы учащихся с 8 по 11 класс в составе 20 человек. Разрабатываются три учебных модуля по трем профессиональным направлениям. Каждый модуль представляет собой серию мероприятий гимназического, муниципального и регионального уровней, направленных на развитие литературного творчества и профориентацию учащихся в предметной области филология. Мероприятия проходят одновременно для всех трех групп, каждый четверг, на протяжении восьми недель.
Отличительной особенностью проекта является привлечение специалистов из самых разных структур, профессионалов своего дела для обучения участников проекта основам литературного творчества и журналистики. Через серию встреч и мастер-классов с приглашенными специалистами и педагогами учащиеся получат представление о профессиях в предметной области филология. Так, например, участник, пишущие стихи, посещают лекции, мастер-классы творческие встречи с поэтами родного города, тем самым, узнают об особенностях жанра из первых уст, а также получают представление о работе писателя, о том, где можно публиковать свои стихи, о востребованности специалистов-литературоведов и специфике их профессии. Учащиеся, желающие попробовать себя в роли журналиста, посещают городскую телестудию, для них организуются лектории и мастер-классы от известных блогеров и журналистов города, ученики постигают основы копирайтинга и публикуют в реальных изданиях свои первые статьи. В итоге прохождения учебного модуля учащиеся получают представление о профессиях в области филология, что помогает им в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Механизмы реализации проекта.
Первый этап реализации проекта – организационный. Цель данного этапа - проведение аналитической и диагностической работы, разработка плана-графика реализации проекта и локальных актов. Поиск и привлечение социальных партнеров, заключение договоров о социальном партнерстве, согласование проекта с департаментом образования Администрации города. Второй этап (15.01.2022-25.03.2022) – внедренческий. Целью второго этапа является реализация основных мероприятий проекта, мониторинг промежуточных результатов реализации проекта. Третий этап (01.04.2022-10.06.2022) – аналитический.
Программа проекта составлена на основе анализа программ множества существующих литературных школ, курсов журналистики, поэтических клубов, таких как «Школа журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста», «Школа журналистики и медиакоммуникаций» Высшей Школы Экономики, «Школа писательства Сергея Лукьяненко» и других.
Подробная программа с тематикой мероприятий представлена в нижеследующей таблице.